Стелла

Рускеала: мраморный каньон или горный парк?

Мраморный каньон горного парка "Рускеала" является памятником индустриальной культуры конца XVIII - начала XX в.в. и официально включен в список культурного наследия России в 1998 г.

Подобного памятника, представляющего собой рукотворную «чашу» в сплошном массиве мраморов, прорезанного системой шахт, штолен и штреков, в Европе больше нет.

В конце XVIII столетия рускеальский мрамор цвета белых ночей, с зеленоватыми, похожими на северное сияние всполохами, широко применялся архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора (в Санкт-Петербурге), триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине).  

Серовато-зеленым и светло-серым мрамором Рускеалы украшены залы ленинградских станций метро "Приморская" и "Ладожская".

20 фактов о горном парке "Рускеала"

  1. Рускеальское мраморное месторождение – самое крупное из Приладожских. Оно занимает площадь в несколько десятков квадратных километров, и разведано до глубины более пятисот метров.
  2. Рускеальские мраморные каменоломни расположены в 25 км к северу от города Сортавала, на высоком берегу порожистой реки Тохмайоки. Расстояние до Петрозаводска – 260 км.
  3. Название «Рускеала» произошло от местного названия реки Тохмайоки – Русколка (от карельского «ruskea» – коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда коричневая, темно-рыжая из-за растворенных в ней соединений железа.
  4. Впервые на берегу реки Русколки примерно в середине XVII стали добывать мрамор для производства строительной извести шведы.
  5. После окончания Северной войны (1721 г.) новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории. Рускеальские земли император Петр I подарил князю Александру Борисовичу Бутурлину.
  6. С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. В итоге 9 августа 1766 года в Рускеале началась опытная добыча мрамора.
  7. С 1769 по 1840-е годы мрамор добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проходили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (Сортавала). Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.
  8. Примечательно, что в конце XVIII-начале XIX века земли Рускеалы принадлежали графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.
  9. Огюст Монферран дважды приезжал на Рускеальские каменоломни – в 1820 и 1821 годах.
  10. С 1898 по 1939 годы добыча мрамора велась комбинированным способом – карьерами, шахтами и штольнями, в шесть горизонтов, три из которых были подземными. В результате работ размеры карьеров достигли 200-450 м в длину, 50 – 120 м в ширину и 30-60 м в глубину. Общая длина подземных тоннелей (штолен и штреков), пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров, а глубина трех шахт – по 40-55 м.
  11. В военные годы разработка мрамора была прекращена. Советские войска, отступая, взорвали часть шахт, и чаша карьера была затоплена водами реки Тохмайоки. Так образовалось красивое мраморное озеро, которое впоследствии стало основой Рускеальского горного парка.
  12. В 1950-1970-е годы были заложены новые карьеры, в которых буровзрывным способом продолжилась добыча мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций.
  13. С 1974 по 1986 годы на одном из карьеров Рускеалы добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался «Итальянский» карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад.
  14. В 2000-2001 годах была разработана концепция развития туристского объекта «Мраморные ломки Рускеала», которая и послужила теоретической основой для создания в последующие годы Горного парка Рускеала.
  15. В 2005 году был образован Горный парк Рускеала, который является уникальным техногенно-природным и ландшафтно-туристическим объектом.
  16. В 2005-2006 годах было началось освещение туристической тропы и «Мраморного каньона». В 2008 году установлены информационные щиты, проведены ландшафтные работы.
  17. В летнее время в Горном парке проходят различные анимационные программы, организуются фаер-шоу и лазерное шоу. Интересные праздничные мероприятия организуются и в зимнее время. Здесь развит популярный в наши дни экстрим туризм – троллей и спуск в провал. Летом также можно поплавать на лодках по «Мраморному озеру».
  18.  Горный парк Рускеала расположен на международной трассе «Голубая дорога», связывающей Россию с Финляндией, по которой идет активный поток туристов в обе стороны.
  19. С 2013 года в Рускеальском горном парке открылся новый маршрут для туристов с посещением «Рускеальского провала» и «Итальянского» карьера. При этом продолжает работать и старый маршрут – вокруг «Главного» карьера.
  20. 1 апреля 2017 года в горном парке был открыт новый маршрут «Подземная Рускеала». Маршрут длиной порядка 800 метров проходит через штольни, большой мраморный зал и выводит к единственному в Карелии подземному озеру, ранее обнаруженному дайверами и обследованному спелеологами Русского географического общества.

В рамках этих туров Вы можете посетить парк "Рускеала":

  1. Велотур с машиной сопровождения "Ладожское велотурне", 3 дня
  2. Комбинированный маршрут "Дорога к Ладоге", 7 дней (велосипеды, байдарки, прогулки на мневах по Ладожским шхерам)

Появились вопросы? Задайте их по телефону или напишите письмо на info@stellakarelia.ru